Иванушкина И.А., старший воспитатель
ОПУБЛИКОВАНО 25.02.2014
Консультация для родителей
по теме
«Сказки для мальчиков и девочек»
Цель: актуализация знаний родителей о роли сказок в воспитании и обучении мальчиков и девочек с учётом гендерного подхода.
Представления ребенка о «мужественности» и «женственности» и о мере своего собственного соответствия этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Как ребёнку разобраться как должен вести себя мужчина, а как женщина, если часто мамин стиль поведения – маскулинный (мужской), а папин – феминный (женский)? И в этом вопросе ребёнку способна помочь сказка. Ведь в сказках тип поведения героев-мужчин всегда маскулинный, а женщин – феминный.
Родители интересуются, какие сказки читать девочкам, а какие — мальчикам. Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, как и обратная ситуация, было бы странно.
В гендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:
* «мужские»: главный герой — мужской персонаж (к таким сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу);
* «женские»: главная героиня (или героини) — персонаж женского пола;
* «смешанные»: есть два главных героя обоих полов.
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и извлек некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношение к жизни, а «женские» — соответственно, женские. «Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности, поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Часть первая – «Мужские» сказки
Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победы над превосходящим силы противником, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим — блеф, с третьим — осторожность и предусмотрительность, с четвертым — хитрость, с пятым — надежная команда и т. д.
Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи. Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить меру в соответствии с текущим моментом. Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация: прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность. В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Как боролись с Волком поросята? Они убегали. Привело ли это к успеху? Нет, бегство только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Противник такого типа вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или не увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь и придумывают хитрый план. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника — вот слагаемые успеха.
Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование обусловлено архаической природой мужского начала. Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечает, успешны они или нет, анализирует, стремится объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения.
Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают: смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, приключения.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверстников; желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией.
Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей — рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью.
Часть вторая – «Сказки для женщин, маленьких и больших»
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках — женственность. Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и др. Если в «мужских» сказках не всегда присутствуют женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной.
Начнем с того, что почти в каждой «женской» сказке имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена (мак, просо, чечевицу, горох и т. д.). Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применения физической силы. Если мы знаем, что в этих простых заданиях на самом деле зашифрованы основные женские навыки, давайте последовательно разберемся в их символизме.
Что же означает перебор семян? Здесь имеет место тонкий символизм женской избирательности. В бессознательном каждой женщины есть древние структуры, связанные еще с матриархальным опытом. Одной из важнейших задач женщины был выбор достойного партнера, способного дать здоровое, сильное семя для продолжения рода. Женщина должна была перебрать множество мужчин, другими словами, «множество семян», чтобы выбрать самого лучшего. Поэтому тонкий символический смысл, урок первого задания героини таков: перебирая семена, выбирай достойнейшего, выбирай лучшего.
Что нам дает это знание для процесса воспитания девочки? Очень многое. Первое, чему мама, воспитательница, педагог должны учить девочку, это умению выбирать для себя лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать себя.
Итак, мудрая мама говорит дочери: «Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все, что задумаешь ты с любовью, обязательно исполнится. А печали обойдут тебя стороной. А если и случатся над твоей головой дождь и гроза, вся Природа, весь окружающий мир протянет тебе руку помощи. Принимай помощь с любовью, этим ты отблагодаришь своих дарителей. Моя маленькая принцесса, я и весь мир любим тебя. Придет время, ты станешь дарить свою любовь и тем, кто будет дорог твоему сердцу. Не бойся любить, чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Слушай свое сердце, и оно подскажет тебе того, кто должен быть рядом с тобой. Это будет достойный, любящий тебя и преданный тебе человек. Ты обязательно выберешь его среди множества других. Как, перебирая крупу, ты отделяешь грязные, черные, некрасивые крупинки от красивых, так ты выберешь тех, кто достоин быть рядом с тобой. Моя маленькая девочка, ты рождена для того, чтобы быть счастливой».
Символизм второго женского урока (уборки дома) — это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она ощущала себя защищенной. Среду, в которой ее Сила не утекает, а преумножается. В более поздних пересказах известных сказок («Золушка», «Белоснежка» и др.) рассказывается о том, что героиня все работы по дому делает сама. Фактически более поздние, искаженные, пересказы сказок передают девочке идею о неизбежности домашнего труда, почти «до седьмого пота». Однако в большинстве «неискаженных» дидактическим пересказом сказок героиня мало что делает сама, своими руками. Ей помогает весь окружающий мир: начиная от «бабок-нянек» и заканчивая маленькими муравьишками. Это не значит, что на самом деле девочка должна быть лентяйкой, совсем нет. Тонкий урок сказочной уборки дома заключается в другом. Девочка должна научиться создавать вокруг себя комфортную среду, а также принимать помощь. Необходимо помочь девочке развить в себе способность ощущать комфортное гармоничное состояние на всех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Поэтому вместо слов: «Немедленно убери свои игрушки!» или «Приберись, наконец, в своей комнате!», мудрая мать говорит совсем другие слова. Например, такие: «Солнышко, присядь, прислушайся к себе. Разве тебе удобно и приятно находиться в комнате, где разбросаны вещи и игрушки? Разве ты чувствуешь себя настоящей хозяйкой, когда вокруг тебя грязь и все лежит некрасиво, не на своих местах? Ты такая красивая, и красота должна окружать тебя. Давай вместе сделаем так, чтобы вокруг было красиво. А потом постепенно ты научишься это делать сама. Поверь, все, что внутри, то и снаружи. Пусть твоя красота, как в зеркале, отразится и в твоей комнате».
Мы рассмотрели только два женских урока, хотя их значительно больше. Кажется, что они просты по сути. Но оказывается, для того чтобы развить в себе эти женские качества, требуется большая внутренняя и внешняя работа.
Конечно, вы можете спросить, а зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее для себя? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Сказкотерапевты ответят так: чтобы не расплескать, поддерживать, чувствовать, принимать, дарить энергию Любви. Именно Любовь является основным питанием Женственности. «...Часто вижу женщин, которые выплескивают свою любовь на мужчин, которые ими даже не увлечены... И божественная любовь раз за разом превращается в черную боль. Тогда женщины, чтобы жить дальше, делают себе "заморозку" сердца и называют это «опытностью», — говорит московский писатель Сергей Селихов. Именно эта «заморозка сердца» является причиной появления на социальной арене «многотиражной» «ложной» женщины. По большому счету, именно «заморозка сердца» служит истинной причиной обращения женщины к психологу. Проблемы с ребенком, с возлюбленным, с близкими родственниками, с партнерами по бизнесу — все это социальные проявления женской мифологемы Холодного Сердца. Образ «Снежной Королевы» постепенно превращается в социальный эталон, чуть ли не требование к женщине.
Каковы же «инструменты» для «заморозки»? Можно выделить четыре основных инструмента.
Во-первых, это культивирование прагматических ценностей в ущерб ценности Любви. Девочку косвенно (а иногда и напрямую) обучают использовать других людей, особенно мужчин, в целях обеспечения себе достойной жизни. Фактически это обучение изощренным манипуляциям, обману. Используя манипулятивные технологии, женщина может довольно быстро сделать карьеру или состояние. Но она не находит покоя внутри себя, ибо не чувствует Любви. Достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» и увидеть, что женская манипуляция, хоть и дает материальные блага, не дает удовлетворенности и гармонии.
Второй инструмент для «заморозки сердца» - это страх. Страх быть отвергнутой, страх неразделенной любви, страх предательства, страх одиночества. Женские страхи многолики, и если женщина не будет с ними бороться, не научится понимать их источник, в ее сердце вместо любви поселятся страх и зависть.
В третьих - это подмена чувства Любви объектом любви. В женском сознании получил довольно широкое распространение миф о том, что источником любви является внешний объект, в основном мужчина. Принц поцелует Спящую Красавицу, и она проснется, полюбит. Появление мужчины, его действия по отношению к женщине являются основными условиями для возникновения Любви. И это — трагическое заблуждение. Женственность — это огромный резервуар Любви. Появление внешних значимых объектов мужчины, ребенка, близких людей, животных — придает Любви направление, ускорение, особые краски, эмоциональную насыщенность. С появлением другого значимого объекта переживание Любви внутри женщины обостряется. Обострение похоже на символическое пробуждение Спящей Красавицы. Вот это обострение и принимается за саму Любовь. Теперь значимый другой воспринимается как носитель Любви. Все прекрасные переживания Любви связываются только с ним. Так происходит подмена: в качестве источника Любви воспринимается не внутреннее ощущение женственности, а мужчина (или ребенок, родитель животное, предмет и пр.). Женщине кажется, что с уходом источника уйдет и Любовь. Она ожидает от своего «источника Любви» постоянства, а также действий, направленных на поддержание Любви. Это невероятное заблуждение женщины приводит к тому, что она обязательно разочаруется во внешнем источнике Любви, особенно если этот внешний источник, объект Любви — мужчина.
Четвертый инструмент для «заморозки сердца» — это культивирование во внутреннем пространстве боли, обиды и вины. К сожалению (или к счастью?), в жизни женщины многое складывается не так гладко, как ей мечтается. В качестве реакции на обманутые ожидания появляются боль и обида. И многие привыкают к переживанию обиды и боли. С другой стороны, от женщины окружающие часто требуют слишком многого: и любви, и внимания, и успехов, и «правильных поступков». Но нормальная девочка, девушка, женщина не всегда может справиться с объемом обязательств и долженствований. И тогда родители, учителя, мужья, дети, коллеги по работе и начальство— словом, весь мир делает все возможное для «процветания» во внутреннем пространстве женщины чувства вины. И она к этому тоже привыкает. А привычки, как известно, устойчивы. И наступает момент, когда женщина, если не испытает хотя бы раз в день обиду, боль или вину, уже не чувствует, что живет. Она становится уже не источником Любви, а источником боли, обиды и вины для других людей.
Таковы основные инструменты «заморозки сердца», но есть и другие. Как же сохранить свое сердце живым и полным Любви? Как не превратиться в Снежную Королеву? Как рассказать девочке, девушке, женщине о ее уникальном женском пути? Для этого, к счастью, написано много добрых (терапевтических) сказок.
В заключении беседы отметим неоценимую роль сказок в воспитании и обучении мальчиков и девочек с учётом гендерного подхода.
По материалам статьи, опубликованной в журнале «Обруч», №6/2006 год «Сказки для мальчиков и девочек» Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА, доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.
Ссылка: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=10&r=6